Первое сентября праздновали как начало Нового года в 1492 году, когда начало нового года было перенесено с весны (с 1-го марта) на осень.
В сентябре православные встретили его пением тропаря на новолетие, строка из которого вынесена в эпиграф, а в конце года Петр 1 издал указ о праздновании Нового года с 1 января и введении летоисчисления на западный образец - от Рождества Христова. Царь лично ездил по Москве и проверял, как исполняется повеление “...поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает”.
Вроде бы три века царский указ выполняется, исключая повальное пьянство, неукоснительно, как во всем “цивилизованном” мире. Но Русская Православная Церковь продолжает отмечать новолетие в допетровские сроки. Начало индикта - 1 сентября по старому стилю или 14 - по новому. Что это - ретроградство? Нет, верность краеугольным постулатам!
В древней Иудее 1 сентября отмечался как праздник жатвы и мы доподлинно знаем из Евангелия, что в сей день Спаситель впервые обратился к народу с проповедью. В этот же день в 312 году император Константин, восприняв христианство от матери Елены, разбил своего противника Мавксентия, осеняя войско знаменем, на котором был изображен крест.
Ближайший к 1 сентября праздник - Рождество Богородицы (8 сентября по новому стилю), который логично открывал весь цикл годовых христианских праздников и особо почитался на Руси - в уделе Пресвятой Богородицы. Создатель всегдашен и вездесущ, а Пречистая Дева - материнское начало начал.
Для многих людей 1-ое сентября знаменует начало нового года. Например, для студентов, школьников и учителей. Ведь именно для них это число в календаре означает начало нового учебного года. Для кого-то – это праздник Первого звонка, для кого-то - вручения студенческих билетов, тем не менее, празднества по случаю первого сентября в последнее время отмечаются с большим размахом.
Несмотря на важность и символичность Дня знаний для каждого из нас, для большинства этот день остается днем школьников и студентов, всего лишь напоминающим о начале нового учебного года.
С особой торжественностью встречают в школах первоклассников. В средних специальных и высших учебных заведениях, как правило, обходится без линеек, но торжественность момента от этого вовсе не уменьшается.
1 сентября ученики и их родители дарят учителям цветы, поздравляют с началом учебного года. Первые лица государства традиционно поздравляют с Днём знаний учителей и учеников. Различные учебные заведения посещает администрация районов, руководители городов и страны.
Многие думают, что окончить школу, ВУЗ и устроить себе небедное существование – этого вполне достаточно. На деле, возрастающая скорость жизни и популярные тенденциями непрерывного образования всерьёз делают из людей «вечных студентов». И эти два слова уже перестают быть комичными, какими казались десятилетия назад.
Вспомним из курса истории время, называемое первобытным обществом. На самой ранней стадии развития человечества уже учили детей. Правда, те учителя не имели никакого понятия о грамоте, но с ранних лет они обучали детей жить по тем правилам, которые были приняты в той или иной общине. От знания этих правил часто зависела жизнь ребенка. Особо учили детей сложным правилам приветствия: в одних племенах было принято при виде чужака садиться на корточки в знак миролюбия, в других — снимать головные уборы, кстати, этот обычай дошел до наших дней у многих народов. Были племена, в которых при встрече терлись носами или протягивали руку открытой ладонью вверх, что также свидетельствовало о добрых намерениях. Сегодня мы часто при встрече с добрым знакомым обмениваемся дружеским поцелуем, а ведь раньше у многих племен поцелуй считался одной из форм людоедства и был строго запрещен.
Когда проходило раннее детство, мальчики познавали искусство охоты и ведения войны, а девочки должны были обучиться прясть, шить одежду, готовить пищу. После этого дети «сдавали» экзамен — обряд инициации. Для мальчиков инициация была тяжелым испытанием: Их могли бить, пытать огнем, рассекать кожу. Часто после такого экзамена испытуемый терял сознание. Но, «сдав экзамен», мальчик становился взрослым членом общества и очень этим гордился.
Шли годы, века, и стали появляться школы, чем-то уже напоминавшие современные.
Сведения о первых школах мы находим в истории Древнего Востока.
Шумеры. Об этом давно исчезнувшем народе узнали только в XIX веке. Жили шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата и создали высокую культуру. Они умели многое: орошали поля, пряли и ткали, ковали из меди и бронзы орудия труда, знали гончарное искусство. За 3000 лет до н. э. шумеры уже имели письменность, владели основными правилами алгебры и даже умели извлекать квадратный корень из любого числа. Были у них и школы, которые назывались «домами табличек», потому что посещавшие их ученики писали на глиняных табличках, читали и учились по ним. Будущих писцов — «детей дома табличек» — учителя держали довольно строго. Главой школы был наставник — уммиа. Ему помогали «старший брат» — помощник наставника, несколько учителей, а также человек, следивший за дисциплиной. То, как он это делал, ясно из наименования его должности — «владеющий плетью». До нашего времени дошло множество табличек, написанных учениками, из которых можно узнать, какие предметы изучали шумерские школьники. На одной такой табличке ученик в «сочинении» благодарит учителей за науку — они научили его рассчитывать площадь, и теперь он сможет сам произвести расчеты при строительстве или по рытью канала. Археологами были найдены таблички, на которых записаны имена богов, названия животных и растений, перечислены все городовые и храмовые должности и звания — словом, все, что учащийся был обязан твердо знать. Обучение было растянуто на много лет. Те, кто оканчивал «дома табличек», становились начальниками работ в мастерских, на строительстве, при возделывании земель. Без таких школ не было бы у этого древнего народа высокой культуры: шумеры умели не только читать, умножать и делить, но и писать стихи, сочинять музыку, они знали астрономию и многое, многое другое.
О жителях другого древнего государства — Египта — мы знаем несравненно больше, чем о шумерах. Знаем мы и то, что у них тоже были школы, и что учиться в Египте было совсем не просто. Надо было знать и уметь оперировать семью сотнями букв — иероглифов, следить, чтобы строчки при письме были ровными, а сами иероглифы красивыми. В одних случаях следовало писать слева направо, в других — справа налево, в третьих — сверху вниз. Это тоже следовало помнить.
Как же выглядела египетская школа тех времен? Представьте двор при храме бога Амона (Ра) — главного египетского божества. В тени сидят двенадцатилетние мальчишки, перед ними учитель. На нем белый набедренник, голова в знак чистоты гладко выбрита, на груди подвеска, изображающая павиана. Эта обезьяна считалась священным животным бога Тота, который был писцом бога Ра и покровителем знаний, магии и медицины, ему были известны все волшебные слова и чудодейственные заклинания. У ног учителя лежит непременный атрибут обучения — треххвостая плеть. Ученики сидят на плетеных циновках, у каждого плетеная сумка, в которой дощечка с углублениями для черной и красной краски, пенал с кистями, сосудик для воды и остравки — глиняные таблички для письма (на папирусе разрешалось писать только старшеклассниками). Учитель диктует, а ученики пишут на своих табличках. А вот слова из древнеегипетского «Поучения школьнику», которым начинался каждый учебный день: «Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты — уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют».
А в Древней Греции школьный день начинался со стихов. Учитель читал их, а ученики повторяли. Продолжалось это до тех пор, пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок или даже целое произведение. Для «лучшего» запоминания учитель иногда ставил на стол рельеф со стихами. Заканчивался учебный день: учитель снимал рельеф со стихами и ставил вместо него амфору с изображением порки школьников. Каждый ученик знал выражение: «Коль хочешь от Муз счастья и радости, нерадивому как следует всыплешь». Кстати, слово «педагог» в переводе с греческого означает «воспитатель», «наставник». В обязанности педагога входило обучать детей хорошим манерам, следить за поведением детей на улице, провожать их в школу. В школе существовали свои правила: «Громко не говори, не клади ногу на ногу, встань, когда входит старший». В программу обучения кроме письма и чтения входили еще семь свободных искусств. На первом этапе изучались грамматика, риторика, диалектика, а на втором — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Большое внимание уделялось физическим упражнениям. С 12 лет школьники вторую половину дня проводили в палестре — гимнастической школе. Ее название «палестра» происходит от слова «палэ» — борьба. Здесь ученики бегали, прыгали, обучались верховой езде, метали диски.
В Древнем Риме мальчиков начинали обучать с 7 лет. Дети бедняков посещали начальную школу, где в течение пяти лет учились читать, писать и считать. Учителем в такой школе был, как правило, человек «низкого происхождения», знавший грамоту. Занятия проходили под открытым небом, под простым навесом, где стоял стул для учителя и скамья для учеников. Чтобы мальчиков ничего не отвлекало, их отгораживали занавесом. Учебный день начинался рано. В полдень дети уходили домой позавтракать, а потом снова возвращались в школу. Никаких учебников у них не было, все записи велись под диктовку учителя. Собственно на начальной школе и заканчивалось обучение детей бедняков. Дети состоятельных родителей начальную школу не посещали, а азы обучения проходили дома под руководством отца или специально нанятых учителей.
Научившись читать и писать, эти дети отправлялись к грамматику. Грамматики — это образованнейшие люди, серьезно занимавшиеся историей, литературой, критикой и другими науками. Они толковали тесты древних авторов, составляли справочники. Их задача состояла в том, чтобы научить мальчиков правильно говорить и писать, основательно познакомить с литературой, дать начальные понятия в самых разных областях знаний — от философии до астрономии. После такой серьезной подготовки мальчик лет в 14 мог поступить в «высшее учебное заведение» — риторскую школу.
В Средние века основное образование дети получали в семье. Дома ребенок узнавал об окружающем его мире, получал профессиональную подготовку, т.е. осваивал умения и навыки, необходимые для труда и общения. Самыми первыми учебными заведениями Средневековья были церковные и монастырские школы. Обучение в них было платным и велось на латинском языке. Посещать такую школу могли только дети богатых людей. Здесь их учили чтению и письму, простейшему счету, основам христианского вероучения и церковному пению. Первые светские учебные заведения стали появляться в XI столетии, а еще через два века в Европе самые крупные епископские и светские школы начинают преобразовываться в университеты. Система образования в средневековой школе делилась на две ступени, два уровня. На первой ступени (тривиум) изучали грамматику, риторику и логику, и если учащийся обучался успешно, то переходил на следующий уровень (квадривиум), где изучал арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Полный курс всех наук занимал 12 — 13 лет.
В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».
О широком распространении грамотности среди населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами в большом количестве. Они представляют собой частные письма, хозяйственные записи, расписки и …учебные тетради. Кроме того, были найдены деревянные дощечки, с вырезанными на них буквами. Вероятно, такие азбуки служили учебниками при обучении детей. Сохранились также письменные свидетельства о существовании в XIII — XV веках училищ для детей и об учителях-«книжниках». Училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. В них обучали чтению, письму, церковному пению и счету, т.е. давали начальное образование.
Образованные люди были нужны не только для государственной службы, но и для церковной. Поэтому в 1551 году на Стоглавом соборе было принято решение: «В царствующем граде Москве и по всем градам…у священников, у дьяконов и у дьячков учините в домех училища, чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Школы открывали при монастырях и приходских церквах, где учителями были лица духовного звания. Иногда такие училища содержали и люди светские, а учителями в них были особые «мастера грамоты». В таких школах в одном классе могли учиться дети разных возрастов: кто-то только начинал учить буквы, другие уже бегло читали, третьи изучали скоропись. В обязательные уроки также входили чтение нот и пение. Как и в Древнем Египте, Греции и Риме обязательным «атрибутом» обучения считалась плеть — розги. Получив начальное образование, дети могли пополнять знания путем чтения книг.
Для того чтобы получить хорошую работу, уметь читать и писать было не всегда достаточно. Требовались люди, знающие иностранные языки, умеющие производить сложные математические расчеты, правильно составить деловую бумагу и т.д. Была необходимость в создании школ, дающих глубокое и систематическое образование. Все чаще подавались прошения о создании в том или ином городе «гимнасиона» для преподавания «грамматической хитрости, языков словенского, греческого, латинского и прочих свободных учений». И такие школы появлялись, а в 1687 году в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.
В годы царствования Петра I заботу о создании школ взяло на себя государство. В одном из царских «прожектов» можно прочесть такие слова: «Академии, школы, дело есть зело нужное для обучения народа». В это время открываются светские учебные заведения, первым из которых стало — школа математических и навигационных наук. В разных городах стали появляться профессиональные школы — артиллерийские, инженерные, медицинские. Они имели подготовительные отделения, где ученики обучались письму, чтению и арифметике. В таких школах не было привычных нам уроков, все науки изучались последовательно и каждая составляла особый класс. Когда ученик осваивал одну науку, то переходил в следующий класс без экзаменов. В большинство школ принимали детей «разных чинов», но постепенно многие учебные заведения становились закрытыми, и в них могли обучаться только дети дворян. Для остальных были созданы специальные цифирные школы. Специальным указом юношам без получения свидетельства об окончании такой школы не разрешалось жениться. К середине XVIII столетия цифирные школы были ликвидированы, их соединились с гарнизонными школами, где обучались дети солдат. Если специальными государственными указами всех детей обязывали учиться, то почему в России все-таки было мало грамотных людей? Дело в том, что в школы не допускались дети крестьян, особенно строгий запрет был для детей крепостных. Не было в России в то время и специального учебного заведения для подготовки учителей. В профессиональных и цифирных школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, или выпускники самих школ.
Во второй половине XVIII — начале XIX веков была создана целая сеть закрытых учебных заведений для детей дворян. Самыми известными были Сухопутный шляхетский и Пажеский корпуса, готовившие юношей к придворной службе, и «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт) для девушек. К привилегированным учебным заведениям относились и лицеи, в том числе знаменитый Царскосельский лицей, основанный в 1811 году. Для остальных в губернских городах были открыты четырехклассные училища, а в уездных городах — малые двухклассные. Преподавались в них чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Для детей крестьян существовали школы грамоты. Они создавались, как правило, частными лицами или священниками. Обучение в таких школах велось по церковным книгам и некоторым учебникам — «Букварю» и «Арифметике» Л.Ф.Магницкого.
Великие реформы 60-х годов XIX века не могли не коснуться системы образования. Наиболее распространенным типом начальных учебных заведений становятся земские школы: за десять лет в России было открыто 10 тысяч таких школ. Учились в земской школе три года, и за это время учащиеся помимо письма, чтения, четырех правил арифметики и Закона Божьего, изучали элементарные курсы истории, природоведения, географии. В то же время в России оставались и церковноприходские школы, но образование в них было значительно ниже, чем в земской школе.
Основной формой средней школы стала гимназия, куда принимались все, независимо от сословия. Существовало два типа гимназий — реальная гимназия и классическая. Выпускники классической гимназии получали право поступления в высшие учебные заведения.
В первые годы Советской власти специальным декретом ликвидировались все сословия, чины, титулы. Было введено бесплатное образование, объявлялась борьба с неграмотностью (в 1923 году создалось общество «Долой неграмотность»). Всеобщее начальное обучение стало обязательным — за парту сели не только дети, но и взрослые. Уже к 1939 году доля грамотного населения в возрасте от 9 до 49 лет составила 90%.
И теперь, каждый год 1 сентября для ребят открываются двери многочисленных школ, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов. Но почему именно 1 сентября, а не 10, 15 или 1 октября мы начинаем новый учебный год? Эта традиция пришла к нам в XV веке из Византии, где 1 сентября отмечали наступление нового (не только учебного) года. В этом праздновании был и духовный, и светский смысл. Духовный — потому, что византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось и само время. Светский (мирской) смысл заключался в том, что к сентябрю заканчивались все полевые работы. Женившись на последней византийской принцессе, великий князь Иван III в 1492 году объявил 1 сентября началом нового года (Новолетием), сделав его официальным церковно-государственным праздником. С 1700 года Гражданский Новый год указом Петра Великого стали праздновать 1 января. Однако церковный, а главное сельскохозяйственный календарь, остались прежними. Тем более что заполучить детей (даже дворянских) из деревни в городские учебные заведения до окончания страды не представлялось возможным. Правда, не все учебные заведения начинали учебный год 1 сентября. Если за гимназиями государство следило более или менее строго, то негосударственные учебные заведения Российской империи начинали учебный год вразнобой. В документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и 15 октября, а сельские школы грамоты начинали работать только 1 декабря. Что касается советского времени, то до середины 30-х годов директора школ к началу учебного года относились весьма вольно. Даже постановление Совнаркома от 14 августа 1930 года обязывало, чтобы все дети в возрасте 8 — 10 лет «были приняты в школу осенью». Единое начало учебного года было введено 3 сентября 1935 года: в первой же статье Постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) было установлено «во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их — в первых трех классах — 1 июня, в 4 - 7 классах — 10 июня и 8 - 10 классах — 20 июня».
Ну а когда же начинают учиться дети в других странах? 1 сентября открываются двери школ в Чехии, на Украине, в Белоруссии, в странах Прибалтики. А вот у детей в Германии нет четкого графика начала учебного года: в каждой из 16 федеральных земель учебные заведения начинают работать в течение августа — сентября. В Испании также в разных провинциях учебный год начинается по-разному, в зависимости от сроков уборки урожая, однако затягивать позже 1 октября строго запрещается. В Италии, наоборот, только с 1 октября начинают посещать школу. Во Франции нет четкого срока Дня знаний. Где-то учебный год начинается 1 сентября, а где-то и 15. С середины августа начинают учиться дети в Дании, а в Англии, Канаде и США учебный год всегда начинается в первый вторник сентября. В Стране восходящего солнца — Японии — решили, что начало учебы — это очень весело, и начинают новый учебный год …1 апреля.